16 июня, 2013

Роль Абаза Н. С. в строительстве Краснополянской дороги.


Абаза Николай Саввич (1837-1891)
Абаза Николай Саввич (7 авг. 1837 – 21 сент. 1901) происходил из молдавского дворянского рода. Его отцом был подпоручик 46-го егерского полка Савва Васильевич Абаза, а матерью Варвара Сергеевна, урожденная Цурикова. Православный.

С отличием окончил курс медицинского факультетата Харьковского университета со степенью лекаря (06.05.1859), и по экзамену при медицинском факультете Московского университета получил степень доктора медицины (14.06.1862). 11 июля 1862 стал сверхштатным чиновником при медицинском департаменте МВД с чином коллежский асессор (26.01.1867).

14 апреля 1863 он был переведен в Кавказскую армию «медиком для командировок», с прикомандированием к Тифлисскому военному госпиталю.

В кампании 1864 г. против горцев в апреле – мае участвовал в разработке дороги вверх по долине реки Мзымта к Ахчиису. Принимал участие в наступлении отряда на соединение с войсками Дахновского, Мало-Лабинского и Перхувского отрядов, в перестрелке при движении к Аибге, в передовых цепях отряда, в его возвращении на позиции с урочища Пегач в Аштырх и Адлер.


До 1891 года Абаза занимал различные государственные должности в Петербурге, Рязани, Томбове, Херсоне. Он имел множество правительственных званий и наград за  «полезную и преисполненную самоотвержения деятельность».

 С  1891 Абаза Н.С. был председателем Комиссии для обсуждения вопроса о мерах к поддержанию дворянского землевладения, а с 1895 до 1897 – председателем Особой комиссии для разработки законопроектов по колонизации и оживлению Черноморского побережья.
Именно он "пробьёт" строительство Краснополянского шоссе.

В октябре 1895 года он ходатайствует об ассигновании по смете Министерства Путей Сообщения на 1896 год суммы 200 000 рублей на устройство шоссейной дороги от мыса Адлера по направлению течения реки Мзымты до Красной Поляны. При этом гофмейстер Абаза объясняет, что
«упомянутая дорога, соединяя селения, лишенные ныне путей сообщения с приморским пунктом, предоставит жителям возможность сбыта своих товаров. И послужит средством к развитию сельского хозяйства и особенно плодоводства. Кроме того, по всему направлению шоссе откроются значительные пространства свободной земли, годной для новых поселений. Красная Поляна принадлежит по своим климатическим и почвенным условиям к числу наиболее богато одаренных местностей побережья и обещает в будущем широкое развитие. Местность эта изобилует минеральными источниками. Эксплуатация обширных и богатых лесов точно также затрудняется только отсутствием дорог…».
Министр финансов 200 тысяч не дал. Из государственного казначейства выдали лишь 30 000 рублей на производство изысканий в нагорной полосе побережья.

9 февраля 1896 года в МПС при участии гофмейстера Абаза состоялось совещание, которое наметило «шесть главных направлений дорог, долженствующих связать вышележащие районы Черноморской губернии с береговым шоссе, а именно в бассейнах рек: Псоу, Мзымты, Сочи, Шахе, Псезуапе и Джубги, общим протяжением 228 верст».

Только в 1897 году Абаза Н.С. смог настоять на необходимости строительства Краснополянского шоссе. Решением Государственного Совета от 27 марта 1897 г. за №107 в смету Министерства Путей Сообщения на 1897 год включено на устройство дороги от местечка Адлер до сел. Красная Поляна – 100 000 рублей. Полная стоимость работ была тогда определена в 393 000 рублей, но в дальнейшем пришлось значительно превысить эту сумму.


Комментариев нет:

Отправить комментарий