16 июня, 2013

Строительство краснополянской дороги

Империя была заинтересована в заселении Черноморской губернии, и сюда стекались представители разных народов многонациональной державы: кто в поисках земли обетованной, кто – спасаясь от преследования властей, а кто – и по прямому приказу. Это ведь сейчас здесь курорт, раньше была – ссылка.

Люди страдали от малярии, бездорожья, отсутствия самых простых условий быта. Путь к берегу моря - к Адлеру и Сочи занимал до 5 дней и был полон опасностей. Все необходимое для жизни жители завозили верхом на лошадях, по горным тропам, преодолевая и крутые вершины и бурные реки.

Но красота и богатство этих мест не остались незамеченными местными властями.  В 1897 году было начато строительство дороги из Адлера в Красную Поляну, которое завершилось в 1899 году. Всего 2 года потребовалось для того, чтоб вручную проложить путь  протяженностью 52 км! Руководил строительством инженер В.К. Константинов.


 Рабочим приходилось особенно  трудно, когда подошли к ущелью Ах-Цу. Гранитные скалы с двух сторон зажали бурную Мзымту, ревущую и клокочущую в глубокой теснине. Чтобы пробить дорогу, строители опускались в люльке с вершины скалы и долбили киркой неподатливый камень. Иногда использовали динамит. Закладывали его в щели, поджигали фитиль и отталкивались от скалы, проявляя чудеса сноровки. Необходимо было как можно дальше отлететь от места взрыва и зацепиться за выступ скалы, не сорваться в пропасть и не качнуться в обратную сторону – надо ли удивляться, что строительство дороги отняло около 2000 жизней?!

В одном месте путь прокладывался с таким трудом и потерями, что было принято долбить тоннель. И по сей день сохранились в скале выдолбленные куски, так и не ставшие дорогой. Долгие годы эти следы, да 2 лома, вбитые под нависающей над дорогой скалой, были немыми свидетелями тех нечеловеческих усилий, которые прикладывали строители дороги. В память о погибших в тоннеле была выдолблена ниша, в которой разместили икону Божьей матери. Всяк проезжавший здесь молился ставил свечку.

Дорога в ущелье Ах-Цу

Дорога не только значительно облегчила жизнь краснополянцам, но и  стала достопримечательностью этих мест.

Прошел целый век, прежде чем был проложен новый тоннель, в обход старой дороги. Он стал одним из самых длинных тоннелей на Кавказе. Протяженность его более 2700 м. Конечно, он сократил и обезопасил путешествие в Красную Поляну, но навсегда лишил нас потрясающих видов этих восхитительных мест. Я бережно храню открытки с видами дороги на Красную Поляну – одну из главных достопримечательностей курорта Сочи. Здесь снимались фильмы («Роман и Франческа», «Кавказская пленница», «Пятьдесят на пятьдесят»), проходили маршруты самых интересных экскурсий. Здесь в 1919 году маленький отряд красноармейцев насмерть стоял против многочисленного белогвардейского отряда Хвостикова, прорывавшегося к берегу моря.

Строительство дороги дало мощный толчок развитию Красной Поляны. Слава об этом райском уголке пронеслась по России и сюда, в особенности после строительства царского охотничьего «домика», потянулись богачи и предприниматели.

3 комментария:

  1. Автор путеводи­теля «Сочи и Красная Поляна с окрестностями». (1911 г.) С. Дороватовский, автор путеводителя "Сочи и Красная Поляна с окрестностями" пишет об этом месте: "Здесь следовало бы оставить экипаж и медленно идти пешком, останавли­ваясь кое-где, чтобы глаз, хотя бы в общих чертах, охватил те гран­диозные картины, которые с каж­дым шагом развертываются все больше, становятся все грознее! Положительно не знаешь куда и смотреть...
    Везде глаза встречают что-то такое ужасное по своей грандиозности. Внизу несется кло­кочущая Мзымта, прорвавшись через узкие каменные ворота Ахцу. Жутко заглянуть через парапет на эту бешеную реку, несущуюся на тридцатисаженной глубине. А над головой высятся целые каменные горы, уходя к облакам сажень на полтораста...
    Достаточно, чтобы птица задела крылом камешек или дикая коза неосторожно перепрыгнула через трещину, как этот маленький каме­шек, прыгая вниз, увлекает за собой большие и с высоты более ста гажен летит на шоссе целая груда камней.
    Это начинаются скалы «Пронеси Господи!» И не всегда проносит... Последний случай был зимой 1909 года, когда камнем, не более спичечной коробки, убило грека с Красной По­ляны. Надо сказать, что это был далеко не последний случай гибели людей на этом опасном участке. В прошлом году был открыт тоннель, который обходит этот опасный участок. В перспективе старый участок станет экскурсионной дорогой. Для безопасности туристов сделаны бе­тонные навесы".

    ОтветитьУдалить
  2. Сегодня посетили это потрясающее место. Прекрасно и ужасно одновременно. Зашли в тоннель, но он оказался длиной метров 45, а слева от него проложена дорога по краю ущелья. Жаль, что сейчас уже нельзя просмотреть весь маршрут на 52 км как он был. Есть лишь фрагмент или несколько фоагментов, не знаю.

    ОтветитьУдалить
  3. Сегодня посетили это потрясающее место. Прекрасно и ужасно одновременно. Зашли в тоннель, но он оказался длиной метров 45, а слева от него проложена дорога по краю ущелья. Жаль, что сейчас уже нельзя просмотреть весь маршрут на 52 км как он был. Есть лишь фрагмент или несколько фоагментов, не знаю.

    ОтветитьУдалить